Афазия – системное нарушение речи, которое проявляется не только в трудностях правильного произношения звуков речи и слов, но в утрате способности понимать речь окружающих, использовать чтение и письмо, выражать мысли на родном языке. Все это приводит к трудностям использования родного языка в целях общения. Утрата коммуникативной функции очень тяжело переживается пациентом, поэтому в процессе речевой реабилитации обучение простым коммуникативным приемам важно начинать уже на ранних стадиях восстановления. Родственники также испытывают сильный стресс из-за трудностей общения с пациентом. Давайте рассмотрим стратегии, которые помогут улучшить взаимодействие с пациентом:
- Зрительный контакт. Для улучшения понимания речи, важно чтобы пациент смотрел на ваше лицо;
- Интонация. Старайтесь говорить не очень быстро, выделяйте интонацией значимые слова;
- Эмоционально значимые темы. Используя короткие предложения, расскажите что-нибудь, что до болезни вызывало у пациента эмоциональный отклик (например, его хобби). После этого задайте пару простых вопросов по теме беседы;
- Устранение постороннего шума. В процессе общения выключите радио, телевизор, закройте окно (если на улице очень шумно). По этой же причине нескольким людям не стоит одновременно обращаться к пациенту.
- Жесты, картинки. Сопровождайте свою речь коммуникативными жестами (например, «да» - киваем головой) и картинками. Стимулируйте пациента самостоятельно использовать невербальные средства общения (указать на что-то, нарисовать и т.п.).
- Терпение. Дайте пациенту время на ответ. Для этого делайте паузы между вопросами, повторяйте вопрос несколько раз и не заканчивайте фразу за пациента, если он начал отвечать.
- Использование письма. При афазии письмо и чтения не возможно использовать для полноценного общения, однако в процессе взаимодействия с пациентом можно писать отдельные слова для сопровождения речи (выберите не более 5-10 значимых слов. например, «да», «нет», имя родственника, названия предметов обихода).
- Эмоциональная поддержка. Обязательно поддерживайте пациента, хвалите его за успехи, чаще побуждайте к общению.
Некоторые коммуникативные стратегии подбираются индивидуально в зависимости от степени тяжести и формы афазии. В процессе речевой реабилитации мы обучаем родственников приемам наиболее продуктивного взаимодействия с пациентом.