Центр работает все праздничные дни в обычном режиме. Занятия и процедуры в полном объеме.

10.08.2022

Восстановление речи после инсульта

Нарушение речи – это одно из самых распространенных последствий инсульта. Треть пострадавших от этого заболевания испытывает сложности с говорением, чтением, письмом и понимаем слов. Восстановление речи после инсульта происходит в большинстве случаев, хотя степень улучшения для конкретного пациента предсказать заранее не получится. На возможность возвращения утраченных функций влияет масштаб повреждения мозга и качество последующей реабилитации. В этой статье мы разберем, как происходит восстановление речи.

— Почему при инсульте возникают нарушения речи

Наша речь – это высшая психическая функция, которая реализуется через серию задач для разных областей мозга.
  • Кора больших полушарий помогает нам понимать обращенную речь и строить ответные предложения. 
  • Подкорковые структуры контролируют тонус, координацию и точность движений органов артикуляционного аппарата. 
  • Черепные нервы передают нервные импульсы в направлении от коры головного мозга к мышцам и обратно. 
  • Нижнетеменная область коры левого полушария отвечает за правильное воспроизведение звуков речи. 
  • Лобные области левого полушария обеспечивают правильное сочетание звуков в слове и построение фразы. 
  • Различные области левой височной доли отвечают за понимание обращенной речи: различение ее звуков, объем слухоречевого восприятия и памяти. 
  • Функция левой теменно-височно-затылочной области – это понимание сложных конструкций обращенной речи (предлогов, временных отношений и т.д.). 

Если эти области страдают в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и других неврологических заболеваний, то у человека могут возникать различные расстройства коммуникации. При этом речевые патологии не говорят о том, что у человека пострадал интеллект. Нарушения касаются только процесса говорения и способности понимать язык.

— Виды нарушений речи

Форма и клиническая картина речевого нарушения будет зависеть от локализации очага поражения в головном мозге. Далее перечислим самые распространенные расстройства.

Афазия – это системное нарушение сформированной речи, возникшее в результате поражения головного мозга. Системность означает, что при любой форме заболевания в той или иной степени нарушено как воспроизведение, так и понимание слов и фраз. Также может быть нарушена способность к чтению и письменная речь. Перечислим афазии по отечественной классификации (А.Р. Лурия):

Сенсорные формы


Преимущественно нарушено понимание речи

Моторные формы 


Преимущественно нарушено воспроизведение речи

Сенсорная афазия (акустико-гностическая афазия)


Нарушено понимание из-за утраты способности различать звуки родной речи.


Пример:


– Как Вас зовут? (вопрос)

– Совы? Где сова? (ответ пациента)

Афферентная моторная афазия


Нарушение способности правильно произносить звуки (замены, искажения звуков в словах).


Пример:


– Как Вас зовут? (вопрос)

– Бахаен (Михаил)(ответ пациента)

Акустико-мнестичекая афазия 


Затруднено понимание развернутой речи из-за сужения объема слухового восприятия и нарушений  слухоречевой памяти. Также пациенту трудно назвать окружающие предметы. 


Пример:


– Как Вас зовут? (вопрос)

– Михаил (ответ пациента)

– Покажите правой рукой левый глаз (инструкция)

– Рукой что сделать? (ответ пациента)

Эфферентная моторная афазия


Нарушение экспрессивной речи: способности правильно произносить последовательности и сочетания звуков в словах (пропуски, застревания).


Пример:


– Как Вас зовут? (вопрос)

– М..Ми…М..Мимиил (Михаил)(ответ пациента)

Семантическая афазия


Затруднено понимание сложных речевых конструкций (предлоги, временные отношения, падежи и др).


Пример:


– Как Вас зовут? (вопрос)

– Михаил (ответ пациента)

– Положите салфетку на стакан (инструкция)

– Не понимаю, как сделать.(ответ)

Динамическая афазия


Нарушение способности построить внутренний план высказывания. Нарушается фразовая речь, при данном виде афазии пациент не может актуализировать глаголы и др. 


Пример:


– Как Вас зовут? (вопрос)

– Михаил (ответ пациента)

– Что Вы сегодня ели на завтрак? (вопрос)

– Сегодня на завтрак ели…ну…вот. Каша, сыр, чай… есть (ответ пациента).

Также некоторые исследователи выделяют амнестическую форму афазии. Ее симптоматика характеризуется трудностями называния предметов: «Дайте…ну, это…как его…компот из него варят, варенье…такое кислое, зеленое» – пациент просит дать ему яблоко.

В клинической картине инсульта чаще встречается несколько разных форм афазии вместе: комплексная моторная (сочетание афферентной и эфферентной форм), тотальная (понимание речи грубо нарушено, пациент не может говорить) и др. 

Еще один распространенный моторный речевой дефект после инсульта – дизартрия. Он возникает у 20% пострадавших. Дизартрия представляет собой нарушение передачи импульсов мышцам, управляющим речью. Человек произносит звуки, слоги с искажением, его губы и язык ограничены в подвижности. Патология может сопровождаться проблемами с глотанием и дыханием. 

В зависимости от локализации очага и ведущей неврологической симптоматики выделяют несколько форм этой патологии: 

  • мозжечковая (ведущий симптом – скандированность речи, замедленное отрывочное, послоговое произнесение слов и фраз); 
  • псевдобульбарная (нечеткость речи, обусловленная спастическим парезом);
  • бульбарная (нечеткость речи, обусловленная гипотонией и снижением мышечной силы);
  • подкорковая (различный спектр нарушений ритма речи, произношения и голоса, обусловленных ригидностью мышц или гиперкинезами). 
Некоторые выделяют корковую форму дизартрии, которая связана с артикуляторной апраксией (при сохранности непроизвольных движений, пациент не понимает, как правильно осуществить движения языком и губами).
У некоторых пациентов отмечается нарушение голоса – дисфония. Однако в изолированном виде она чаще встречается в оториноларингологии, чем неврологической клинике.
Для каждого из нарушений назначают специфическую реабилитационную технику. Очень важно работать со специалистом, который верно диагностирует типы повреждений и подберет эффективную восстановительную программу.

— Особенности восстановления речи после инсульта

Восстановление речевой функции после инсульта происходит за счет нейропластичности – способности мозга прокладывать новые и укреплять старые связи между нейронами. Для стимуляции этого процесса очень важно повторение. Чем больше вы используете навык, тем лучше получается. По этой причине логопеды уделяют огромное внимание речевым упражнениям. 

Эти занятия очень непростые. Многие пациенты сравнивают речевую реабилитацию после инсульта с обучением говорить заново. В этом есть доля истины. Формирование новых нейронных цепей, очень напоминает изучение навыка с нуля. Из-за этого пациенту очень важно морально подготовиться к процессу восстановительного обучения после инсульта, а его близким оказывать всю возможную поддержку. Процесс может занимать от 1-6 месяцев, но чаще нарушения сохраняются до года и более.

— Как общаться с пациентом с нарушением речи

  1. Нельзя повышать голос, проявлять агрессию. Человек с афазией не страдает психическим заболеванием и хорошо распознает интонации, но не может ответить и защитить себя.
  2. Пациента стоит вовлекать в общение, даже если в ответ он только мычит или говорит неразборчиво. Восстановление речи при афазии возможно только в процессе коммуникации.
  3. У пострадавшего после инсульта нередки депрессии и сниженная мотивация, но останавливать занятия с ним нельзя. Можно сосредоточиться на заданиях на понимание и речевых инструкциях, например, попросить показать на предпочитаемое блюдо или взять определенный предмет.
  4. Важно поощрять самостоятельность пациента – нельзя заканчивать за него фразы, прерывать человека.
  5. Общаться лучше короткими, простыми предложениями, медленно, повторяя сказанное при необходимости, так пострадавшему проще понимать речь.

— Способы лечения речевых расстройств

Специалист занимается с пациентом восстановлением понимания речи, обучает приемам коммуникации, помогает вернуть способность писать. При дизартрии ведется работа над восстановлением речевого дыхания, коррекция произносительной стороны речи. Пациент занимается подобранными для него артикуляционными упражнениями. 

Специалисты помогают пациенту восстановить коммуникационные способности со стороны неречевых когнитивных функций: работают над улучшением внимания, координации движений, моторики.

— Пациентам назначают препараты для улучшения мозгового кровообращения, ноотропы для стимулирования регенерации, улучшения памяти. По показаниям также возможен прием антидепрессантов и средств для борьбы с сопутствующими заболеваниями: тромбозом, диабетом, гипертонией.

— Есть специальные виды стимуляции, которые развивают правильную работу речевого аппарата и влияют на мышцы, нервы и кровеносные сосуды лица. Логопедический массаж проводится с помощью рук и специальных инструментов. Кроме этого, пациентам рекомендуют классический медицинский массаж, поскольку он улучшает приток крови, усиливает лимфоток, уменьшает боль и снижает рефлекторную чувствительность мышц.

— Комплекс упражнений способствует притоку крови, укреплению мышц, улучшает двигательные функции, что помогает формироваться новым нейронным связям.

— Магнитотерапия, грязевые аппликации снижают болевые ощущения, улучшают крово- и лимфообращение.

Логопедические занятия с пациентом при моторной афазии

Логопедические занятия с пациентом при моторной афазии

— Упражнения для восстановления речи после инсульта

Не существует универсального набора упражнений для восстановления речи после перенесенного инсульта. Занятия, которые эффективны для одного пациента, могут быть абсолютно бесполезны другому. Некоторые люди, перенесшие инсульт, могут говорить четко, но с трудом понимают речь. Для других это не является проблемой, но они могут испытывать трудности со словообразованием. Эффективную терапию следует базировать на техниках, направленных на решение конкретных задач пациента.

Например, упражнения для восстановления речи после инсульта могут включать чтение с последующим пересказом и пониманием прочитанного. Если требуется улучшение моторного контроля речевого аппарата, то занятия могут включать упражнения для языка и губ. 

Если человек не может говорить вообще, то его реабилитационная программа может включать музыкальную терапию. Многие пациенты, потерявшие способность общаться словами после инсульта, сохраняют способность петь. За говорение отвечает левая сторона головного мозга, тогда как в воспроизведении и восприятии музыки активнее участвует правое полушарие. Музицирование помогает усилить эффект нейропластичности.

— Восстановление речи после инсульта в специальном центре

Хотя восстановлением речи после инсульта нужно продолжать заниматься в домашних условиях, начинать реабилитацию рекомендуют под наблюдением специалистов. На это есть несколько причин:

  • В центре реабилтации пострадавшему разработают индивидуальную программу, направленную на конкретные проблемы пациента. Ему подберут упражнения в зависимости от типа речевого нарушения и научат правильно их выполнять.
  • Центр оснащен специальным оборудованием и тренажерами, занятия на которых невозможно организовать дома.
  • Персонал клиники обеспечивает регулярность при реабилитации. Занятия проходят строго по расписанию, включая выходные и праздничные дни. Медицинские сестры контролируют прием лекарств и соблюдение режима.
  • С пациентом работает команда профессионалов: логопед, физиотерапевт, невролог. Пострадавший восстанавливает нарушенные функции в комплексе, что более эффективно.
После завершения курса реабилитации пациент уезжает домой с разработанными для него рекомендациями и советами по бытовой адаптации квартиры, чтобы продолжить восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Клинический нейропсихолог, логопед-афазиолог

Рыбкин Денис Геннадьевич

С отличием закончил Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова в 2013г. 

Задайте свой вопрос автору




Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.

Больше статей врача

Дисфагия. Рекомендации родственникам и пациенту

Ранее мы писали, что преодолением нарушений глотания занимается мультидисциплинарная бригада, где основным специалистом, работающим с этой проблемой, является медицинский логопед. Для успешной реабилитации важно правильно

Читать далее »

Реабилитация при дисфагии

В реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией (нарушение глотания, обусловленное поражением нервной системы) проводится мультицисциплинарной бригадой, в которую входят: врач-невролог, медицинский логопед, врач ЛФК, врач физиотерапевт,

Читать далее »

Что такое дисфагия?

Дисфагией называют нарушение акта глотания. В повседневной жизни мы обычно глотаем непроизвольно, не задумываясь, как происходит глоток. Однако при различных заболеваниях этот процесс может нарушаться,

Читать далее »

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия – это расстройство речи, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата. Данная патология часто встречается при различных неврологических заболеваниях. У таких пациентов из-за снижения мышечной

Читать далее »

Забронировать реабилитацию




с по

Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.

Заявка





Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.

Обратный звонок



Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.

Заявка на визит





Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.

Отправить выписку







Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.

Задать вопрос




Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных.